This post is also available in: Russian
Святой – действенное противоядие от всепроникающей ложности. Даже в те эпохи, когда христианам внешне ничего не угрожает святой противостоит тайной власти над умами, которая зовётся общественным мнением, проистекает из общей неправды и обмана людского мира, искажения человеческой природы и в конечном итоге может быть исцелена только Богом.
Что уж говорить о тех временах, когда люди объединяются против зла, а пребывающих в его оковах охватывает желание истребить все, что ярко напоминает об ином – высоком пути, предназначенном для человека.
Быковнянский лес… Это место является одним из символов страшной эпохи. За деревянным забором с колючей Проволокой был секретный участок спецназначения площадью 4,2 га, куда с 1937 по 1941 год на колоннах грузовиков свозили из киевских тюрем НКВД тела расстрелянных и замученных жертв репрессий, складывали в братские могилы, посыпали известью и закапывали. Охранник строго следил, чтобы посторонние не узнали о том, происходит за оградой. Согласно легенде, в этом месте был военный полигон иди артиллерийский склад.
Среди погребенных здесь количество православных священников и мирян, которые гоже как неблагонадежные элементы попадали под жернова молоха беззакония, обвинялись в антисоветской агитации и пропаганде, участии в несуществующих повстанческих вооруженных организациях, церковном анархическом подполье, шпионаже, вредительстве в сельском хозяйстве, противодействии советской власти, становясь невинными страдальцами, осужденными по оперативному приказу Политбюро и Н. И. Ежова, генерального комиссара госбезопасности, от 30 июля 1937 года № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов».
На земельном участке «для специальных нужд ЦКВД УССР» захоронен и новомученик, настоятель церкви с. Зазимье Броварского района Киевской области протоиерей Михаил Подъельский.
Для верующих Быковнянский лес – святое место, потому что здесь покоятся тысячи страстотерпцев за веру и множество невиновных людей, замученных богоборческим режимом в страшные годы сталинских репрессий.
Мы знаем из истории, что начало XX века было особым в жизни Православной Церкви. Почти в каждом селе перед священником возникала вынужденная необходимость скрываться, тайно совершать служение, чтобы поддержать паству, вследствие чего ему неминуемо грозили ссылки в лагеря, тюрьмы, расстрелы. Помня обо всех пострадавших за веру, вспоминаем святых, которые жертвенно служили Христу — до смерти. Начинания этих мужественных людей, отдавших свою жизнь и оставивших наследие, сохранивших храмы, достойны того, чтобы чествовать их память.
Почему они не бежали от своего долга? Почему вера оказалась для них значительнее личной безопасности?
На эти вопросы даст ответ Паисий Афонский: когда человек ощутит дивную сладость жизни с Богом, он не захочет опускаться в прежнее, малое состояние только потому, что великан не желает стать карликом.
Такие люди Неба — постоянный предмет ярости для всех, кто выбрал банальное мирское счастье. И здесь происходит самый важный из всех драматических конфликтов:
Голос правды небесной
Против правды земной!
Аристотель, рассуждая об этом конфликте, полагал, что трагедия так потрясает
способных к высоте людей потому, что там, на сцене, мы видим страдания тех, кто лучше нас. Философ не выдумал законов драматургии, он лишь описал то, что видел в реалиях нашей жизни, наблюдая, как разворачивает Свой сюжет Бог.
Герои великой книги Творца – это люди, которые стали лучше нас. Потому такое потрясение – знать, как совершились их жизни и их пути.
Священномученик Михаил Степанович Подъельский родился 21 мая 1878 года в г. Нежине Черниговской губернии в семье священника.
Его дед Тимофей был священником, отец Стефан диаконом. В многодетной семье воспитывалось семеро детей, Михаил был пятым ребенком. Его старшие братья – Алексей и Стефан – служили псаломщиками в храмах Черниговской епархии.
Для всех членов семьи Подъельских вера заключалась не только в знании догматических положений, но и в жажде жизни по заповедям. А эта жажда свойственна лишь тем, кто предощущает Бога в своей душе.
Михаил крестился в Богоявленском храме Нежина, где служил его отец. Затем на протяжен ни трех лет (с 1889 но 1892 год) получал образование в Черниговском духовном училище.
Окончить учебу ему не удалось из-за тяжелого материального положения, в котором оказалась его семья: отец не мог оплатить долги черниговскому епархиальному свечному заводу.
Не стоит удивляться подобному стечению дел: в то время большинство священников в селах и маленьких городках жили крайне бедно, им постоянно приходилось изыскивать средства к пропитанию.
Можно заметить необычность семьи маленького Михаила, где, несмотря на насущные заботы о хлебе, упования родигелей были направлены к Небу и Божественным законам: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).
Наша жизнь утверждается не сытостью внешней, а изобилием внутренним, стремлением к высоте, благодати, Истине. Только так мы можем понять безусловную верность святых тому, что они искренне полюбили и выбрали.
С юношеских лет Михаил своим трудом помогал отцу преодолеть трудности семьи и даже во взрослом возрасте (24 года) не оставлял дом, всячески поддерживал родителей и не выказывал при этом недовольства, принося своё время в жертву.
Неопределённость жизни давала ему поводы каждый раз доверяться Богу, без чего нельзя быть настоящим. И Господь знал, что делал. Так начался особый путь Михаила, когда ещё никто не знал, что сосед и знакомый – этот тихий юноша – станет святым.
Пo древнему Божьему правилу человек, желающий совершенства, возрастает в неизвестности и тени до тех пор, пока не настанет момент, когда служение подвижника становится не только внутренним, но и общественным.
В 1906 году Михаил трудится псаломщиком в церкви Рождества Богородицы с.Припутни Борзенского уезда. С этого времени началось его постепенное становление как церковнослужителя. Причиной того, что на протяжении двух лет он лишь исполнял обязанности, было отсутствие богословского образования.
Дальнейшие пять лет отец Михаил нес послушание в храмах Нежинского уезда: сел Орловка и Великая Кошелевка, местечка Носовка.
Точной даты рукоположения его в диаконы нет, известно, что святой принял сан перед революцией и Гражданской войной, когда набирали обороты не только моральная травля и экономическое преследование духовенства, но и хлынула волна террора и убийств служителей Церкви.
Именно в такой непростой час отец Михаил почувствовал в себе призвание к священству. В 1525 году он принимает сан иерея. Местами служения после священнической хиротонии были приходы Прилуцкого округа в селах Гнилица, Богдановка, Новая Тарнавщина. В 1928 году (по другим данным – в 1930-м) по распоряжению полтавского архиепископа Сергия (Гришина) отца Михаила перевели в село Зазимье Броварского района Киевской области.
Село Зазимье стало последним населенным пунктом на пути его пастырского служения и местом исповеднического подвига. Приехав в новый край, священник увидел большой трехпрестольный храм. Около святыни стояла полуразрушенная кирпичная стена, а на стенах церкви просматривались свежие раны зазимского восстания весной 1920 года. Наблюдая такую картину, настоятель понял, что ему доведется стоять за веру и храм до самого конца.
Воскресенская церковь,в которой служил отец Михаил, сильно пострадала во Время вооруженного столкновения местных селян с чекистами и красноармейцами. В начале 20-х гг. у церковной общины были отобраны приходские строения, в том числе и дом священника. Отец Михаил был вынужден искать прибежище в жилищах прихожан. В тот период его семья состояла из четырех человек: жена – Серафима Ивановна, малолетний сын – Феодосий, теща — Мария Павловна. Во время церковных расколов и неурядиц священник сохранял связь с канонической иерархией в лице митрополита Григория (Лисовского) и архиепископа Сергия (Гришина).
Конечно, отец Михаил мог бы избегнуть всех испытаний, примкнув к революционерам или сменив профессию. Но тот, кто знает вкус правды небесной, не может променять её на земную. Великан не становится карликом, да и не хочет такой перемены. Тем более что боль моральная и так была его спутником слишком часто.
Так, отец Михаил переживал из-за того, что у него нет полного богословского образования, хотя его знание было знанием опыта, реальности Бога, полученным ещё в детстве и умножаемым личными трудами преображения.
Как и многие священники разных эпох, он сосредоточил внимание на таинствах, частом совершении Божественной литургии, молитве, которая у него была искренним общением с Небом, а не формальным повторением слов. Этим он не мог не вызвать раздражения и гнева советской власти. Если ничем не примечательного священника держащие бразды правления ещё терпели бы, то почтенного и удивительного – нет. Ведь делающие зло не идут к свету. А отец Михаил был светом и излучал свет.
Потому нового настоятеля сразу заметила местная власть и дала понять, что перспектив у православной общины села и ее храма пет. Однако отец Михаил не собирался сдаваться, он активно продолжал исполнять свои обязанности: служил в храме, проповедовал, крестил, венчал, посещал и причащал больных. Неоднократные предупреждения не останавливали его. Он никогда не подчинялся закону лжи, ведь святые всегда противодействуют злу.
В 1930 году священник был арестован за «контрреволюционную деятельность»: вменялось в вину противодействие коллективизации, но в этот раз его не осудили.
В 1935 году по инициативе главы сельского совета и учителей школы в Зазимье Воскресенская церковь была закрыта. Борцами преследовалась лукавая цель – нейтрализовать жизнь прихода, но случилось противоположное – это еще больше объединило и мобилизировало церковную общину. Вокруг отца Михаила, праведного пастыря, сгруппировались ревностные прихожане, которые пытались защитить свою святыню и освободить её, отстаивая право на полноценную богослужебную жизнь. Группа верующих ходила даже к прокурору Украинской ССР и в Центральный исполнительный комитет. В доносе на отца Михаила председатель Зазимского сельсовета напишет: «Сплотил церковный актив, который ездил к прокурору республики и ЦBK с наговорами на сельсовет и учителей, которые якобы обманом собирают подписи на ходатайство о закрытии церкви».
Между представителями власти и местным населением происходили серьезные противостояния. Благостные усилия не дали ожидаемого результата, а только еще больше настроили против священника местных руководителей. Несмотря на это, настоятель и прихожане продолжали бороться за храм. Они обращались к инспектору культуры, который посоветовал им собирать подписи жителей с просьбой открыть церковь. Так паства могла получить хоть юридическое обоснование, но гарантий от советской власти не было и не могло быть. У зазимцев не угасала надежда спасти святыню от осквернения и, возможно, уничтожения.
Исповедник Михаил не останавливал священнической деятельности, он совершал таинства и богослужения по домам, где собиралось около 20-30 человек, включая священников, которые приезжали из соседних сел. Кроме верующих с. Зазимья, отец Михаил окормлял также прихожан села Пуховка, хотя свидетели обвинения указывали и село Погреби.
Как нетрудно догадаться, зарплату святому за его груды не платили, подвергая свою жизнь постоянной опасности, ему приходилось каждый день идти на подвиг, надеясь, что Господь пошлет пропитание, как посылал его родителям, которые, как и он, искали правды Неба.
Безбожная власть провозгласила основой своей идеологии материализм и атеизм, а целью – достижение общего счастья путем материального благополучия. Она рассматривала Церковь как носительницу противоположных идеалов, которые мешают осуществлению ряда главных задач. Поэтому каждый служитель культа стал врагом «светлого будущего» советского правительства.
Атеизм той поры был не просто учением, а открытым богоборчеством, он питался ненавистью к небожителям и ко всем, в ком Господь сиял очень ярко.
Лишившись храма, отец Михаил оказался без прихода без официального места работы. Озлобившись против него власть рассматривала его служение как паразитический образ жизни, обвиняя в дармоедстве, бродяжничестве и вымогании денег трудящихся. Богослужебные собрания она расценивала как собрания антисоветских элементов, среди которых проводится «контрреволюционная агитация» против мероприятий коммунистической партии и советской власти. На основании стандартных обвинений: агитация против колхоза, сдачи хлеба государству, государственных налогов, дезорганизация села, саботирование исполнения Госплана, распространен провокационных слухов о советской власти и т.п. был сделан вывод, что отец Михаил – непримиримый враг. Даже то, что его сын Феодосий придерживался поста в школе, вызывало раздражение директора и учителей, поскольку, следуя своим религиозным убеждениям, он «пагубно влиял» на учеников.
Если бы отец Михаил принадлежал к этому миру, то мир любил бы своё. Но он был «не от мира сего», потому мир его ненавидел.
19 ноября 1937 года священника арестовали. Отец Михаил предчувствовал, а может, и знал наверняка, что его ждет: предательство, арест, наговоры и, возможно, смерть. На прощание он благословил жену, 16-летнего сына Феодосия, маму и смиренно сел в спецавто. В ходе обыска у него изъяли паспорт № 674193, чашу для причастия, наперсный серебряный крест, серебряный ковчежец и личную переписку.
Наличие указанных вещей говорило о том, что заключенный под стражу был действующим священником и не оставлял своего пастырского призвания. В день ареста был проведен допрос отца Михаила и свидетелей обвинения. Против него выступили голова сельского совета, директор школы и два колхозника. Как ни странно, один из них принадлежал к роду архиепископа Павла (Субботовского) (1771-1832), усилиями и средствами которого и была построена церковь в Зазимье. Враг рода человеческого щедро засевал сердца людей своими плевелами, и они полностью заглушили зерна веры.
Отец Михаил был обвинен в преступлениях, предусмотренных СТ. 54-10 УК УССР.
– гласило постановление о задержании.
Шаблоном для всех протоколов служила справка-характеристика Михаила Подъельского, выданная председателем сельсовета Р. Косым.
В ней «поп Подъельский» назван «заклятым врагом советской власти», который «собирает нелегальное собрание» в Зазимье, Пуховке, Погребах, где агитирует против колхоза, налогов, государственных займов. Через своих агентов угрожал активистам, которые закрывали храм. Также требовал плату за церковные требы.
«В целом своей антисоветской работой Подъельский дезорганизирует село, тормозя выполнение всех планов».
Согласно протоколам, на допросе отец Михаил вел себя спокойно, не эмоционально, пытался быть объективным в ответах даже на провокационные вопросы, отрицал свое участие в антисоветских контрреволюционных организациях.
Такое поведение говорит о глубоком внутреннем мире этого человека, ведь очень трудно быть спокойным, когда вокруг те, кто тебя ненавидит.
Как святой сохранял спокойствие? Можно думать, что часы допросов были часами его тайной молитвы, того же подвига доверия Богу, который отец Михаил совершал всю жизнь.
В допросах фигурирует еще одно обвинение, которое весомо повлияло на его дальнейшую судьбу – это осуждение за распространение ложных сплетен «провокационного характера, о войне Германии с СССР».
Что стало основанием для такого приговора? Быть может, отец Михаил общался однажды с кем-то из тайных подвижников наподобие блаженной Феоктисты, юродивого Михаила? С кем-то из современных ему старцев, предрекавших новую войну?
Таких данных у нас нет. Возможно, священник виделся с кем-либо из верующих, которые посещали прозорливцев и подвижников того времени, предсказавших войну. Во всяком случае, это вполне реально и объясняет такое знание у святого.
Но для тогдашней власти подобное заявление шло вразрез с политикой мира с Германией и, конечно, повлекло за собой приговор.
В результате следствия, проведенного всего за один День, на следующие сутки, 20 ноября, на основании свидетельств односельчан отец Михаил был приговорен к смертной казни. Тройка при Киевском областном управлении НКВД УССР определила его как «социально опасный элемент» и вынесла приговор: священника – расстрелять, а личное имущество — конфисковать.
Исполнения ужаснейшего постановления отцу Михаилу пришлось ждать целую неделю, то есть вновь идти на подвиг доверия Творцу, когда будущее обещало только боль.
Во время допросов и очной ставки отец Михаил не признал себя виновным ни по одному из обвинений, а следователь засвидетельствовал отсутствие в его деле каких-либо вещественных доказательств. Священник очень мудро вел себя на допросах, отвечал по-христиански, оберегая прихожан от возможных преследований.
Однако если во власти буйствует беззаконие, личная невиновность не играет никакой роли в суде.
Жизнь отца Михаила насильно оборвали 27 ноября 1937 года в 24.00. Местом его последнего нахождения стал участок в Быковнянском лесу, который служит братской могилой десяткам тысяч жертв репрессий безбожной власти. Закопали людей где-то под соснами. Могилу священномученика найти невозможно, но молитвенную память о нем вечно будет хранить храм в с. Зазимье и его молитва перед престолом Всевышнего будет за этот храм.
Вдова отца Михаила оплакивала своего мужа и молилась о нем до конца своих дней. Можно представить, какую боль она пережила. Это та боль, которая тоже – мученичество. Ведь очень трудно в таком случае ждать будущей встречи в раю.
Некоторые жители еще помнят эту стойкую женщину, матушку Серафиму. Подвиг доверия Богу она несла до смерти: прислуживала в храме, убирала, пекла просфоры, пела в хоре. В селе се называли ласково «баба Сима», «матушка Сима». И сегодня на церковном подворье сохранились каштаны и липа, посаженные ею.
Благодатную святую силу Михаила Подъельского чувствуют после его смерти в миру, случаются даже чудеса, связанные с его именем. Так, Анна Заболотная, жительница Киева, рассказывает, что во время тяжелых родов её внук Андрей получил тяжелые травмы – отек головного мозга и вывих ножки. Эти недуги влияли на умственное и физическое развитие ребенка. Родители обращались к врачам во множество медцентров, в одном из них ребенку занесли стафилококк. С детства Андрей перенес большое количество операций. Беспрерывные курсы лечения истощили силы как болящего, так и родителей. Переживали и молились о выздоровлении мальчика все родные и знакомые. Однажды во сне ей явился высокий худощавый священник со светлыми волосами и короткой бородой. Он назвался Михаилом, священником из Зазимья, и сказал, что с внуком всё будет хорошо, нужно только молиться.
Анна задалась целью посетить село, о котором говорил батюшка. Приехав в храм, она узнала от местного священника, что действительно до войны здесь служил отец Михаил, который сподобился мученического венца. После этого бабушка почтила «гостя из сна» молитвой, посетила братское захоронение и место его гибели в Быковне. Внуку Андрею уже 22 года, он здоров, учится.
Среди православных жителей с. Зазимье Броварского района Михаил Подъельский почитается как мученик. Ежегодно 27 ноября, начиная с 2010 года, когда стало известно о его страстотерпческом подвиге, прихожане храма в честь Воскресения Христова во главе со священством совершают панихиды на месте захоронения отца Михаила в Национальном историко-мемориальном заповеднике «Быковнянские могилы». В сельском храме во время каждого заупокойного богослужения поминают убиенного иерея. Есть в Зазимье и улица Михаила Подъельского – сельский совет принял решение увековечить память о расстрелянном настоятеле, а паства с протоиереем Анатолием Слинько обратились к правящему архиерею с просьбой рассмотреть дело отца Михаила на предмет причисления его к лику священномучеников.
17 августа 2021 года Синод благословил местное прославление в лике святых подвижника благочестия Михаила Подьельского, пресвитера Зазимского. Днем памяти священномученика установлено 27 ноября – день его мученической кончины.
«Священномученик Михаил Подъельский был искренним пастырем Христовым, который жизнь свою отдал за веру и свою паству. Материалы его следственного дела свидетельствуют, что он, несмотря на многочисленные допросы и пытки в тюрьме НКВД, так и не сломался, не отрекся от веры и никого не оговорил и не предал. Вся его жизнь и мученическая смерть пропитаны преданностью Христу и Его заповедям, правдивость которых он пытался доказать собственным примером и своими делами. Поэтому прославление в лике святых новомучеников и почтение памяти этого подвижника веры крайне важно не только для жителей Зазимья или Броварщины, но и всей Украины, ведь только на примере таких пастырей возможно подлинное возрождение духовности нашего народа», – отметил руководитель Центра изучения наследия новомучеников и исповедников XX века, к. и. н. Сергей Шумило.
Смерть мучеников – это великая и славная победа. Их кровью стоит и укрепляется земная Церковь Христова. Каждый новый мученик – новая Пасха, радость великой истины Воскресения Христова, песня торжества любви над ненавистью, жизни над смертью: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровал!»
Послесловие
Прошло много лет, но труд и подвиг Михаила Подъельского, его супруги, его родителей удивляют по сей день. Многие изумляются: «Как он смог это сделать? Откуда черпал силы?». Не испытавшие вкус благодати не понимают мучеников, им невдомёк, что дело в любви и верности Тому, Кого возлюбило сердце.
Что ж, каждому по вере и делам награда. Избранник в православии — не избранный, а избравший. Господь готов открыться каждому, лишь бы тот потрудился, стал причастником истины, достойным звания человека.
Только постигнув это, можно понять, почему такие подвижники, как отец Михаил, сохранили верность, а его супруга Серафима ожидала встречи с убиенным в раю.
У Господа не бывает плохих концов. Даже камень, брошенный на рельсы, может пустить под откос большой поезд. Точно так же отец Михаил и другие святые, мученики, праведники каждый раз казались слабыми и беззащитными в попытках сразить всепроникновенное зло. Но их боль и верность сокрушали поезда лжи, злобы, насилия, потому что Бог всегда победитель!
Как заметил в своей проповеди мученик Василий Росляков: «Свидетели, которые некогда посещали римские катакомбы, где были гробы первых мучеников за Христа, говорили о том, что, входя в священные пещеры, они вдруг радовались неизреченной великой радостью. Непонятно, откуда происходила она. Она словно ветер налетала на них, сбрасывала печали и скорби, горести их, как ветер сметает опавшие осенние листья. И они стояли и только радовались и веселились. И ничего, кроме голоса: „Христос Воскресе из мертвых!” не было в их сердце».
Источник: Книга “Киевские новомученики. Священномученик Михаил Подъельский” Митрополит Антоний (Паканич). Киев. 2021. CC-BY Лобода П., иллюстрации, художественное оформление.
Просмотры(183)