Проповедь – Крест Животворящий 2

This post is also available in: Russian

Проповедь говорит протоиерей Тарасий Степаненко. 3.04.2016.

Скачать запись: Проповедь – Крест Животворящий 2

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие говорит о том, как следовать за Христом. «Кто хочет за мной идти, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Невозможно слушать эти слова без внутреннего содрогания. Они, действительно, как меч пронзают человеческую душу и страшат. Кто может эти слова принять, кто может отвергнуться себя, жизнь свою перечеркнуть до конца и пойти за Христом, так как Он велит? Кто может выслушать эти слова и сказать: «Да, я готов погубить все ради Христа и Евангелия, чтобы не отречься от Него»? Это очень страшные слова. Страшнее только то, что говориться о распятии Христовом.

И вот перед нами лежит Крест Животворящий. Сегодняшний день мы этому Кресту поклоняемся, как бы принося эту клятву, что «Да, мы идем за Тобой, готовы отвергнуться себя до конца, готовы всю жизнь нашу забыть ради Тебя, погубить ее, и не постыдится Твоих слов».

А готовы ли? По-настоящему ли это так? Действительно ли мы хотим жить со Христом? Действительно ли мы так можем? Конечно, никто не может ответить «Да», кто может сказать «Могу». Никто на свете не может этого сказать. По человеческим силам это совершенно невозможно, услышав эти слова пойти за Христом и сделать так, как Он хочет. Сердцем-то, может быть, человек этого и желает, но все в нем восстает и протестует: «Как же можно все забыть? Как же можно всего лишиться?»

Вот, действительно, такой парадокс мы носим на себе: Крест Честной Животворящий… Мы крестились во имя Христово, погреблись Им в крещение и смерть, чтобы этот Крест взять и нести и сораспяться Христу. А с другой стороны, «Мы не можем», – говорит нам все наше существо. «Не можем», – протестует наша воля. «Не можем», – говорит наш ум и сердце наше страдает от этих слов. Но и по-другому мы тоже не можем. Потому, что клятвы то принесены, слово-то сказано, уже обеты даны Богу, и обратной дороги нет. Получается, что человек живет в страшном раздвоении. С одной стороны, Христос зовет его за собой такими страшными словами, а с другой стороны, человек противится этим словам и мучается, никак не может решиться на то, чтобы взять на себя крест и пойти за Христом. В таком состоянии мы приходим в церковь, в таком состоянии мы живем, в таком немощном и совершенно бессильном состоянии мы приходим к Причащению Святых Христовых Тайн и просим у Бога, чтобы Он в этом Причащении исцелил нашу душу и тело, уврачевал нашу волю и помог бы нам осуществить себя в себе, сделал бы нас такими, какими Он хочет нас видеть, потому что это не по нашим силам быть христианином. Это надо понять раз и навсегда. Евангелие человеку исполнить не дано. Христианство выше человеческих сил. То, что Христос от нас требует, не может сделать человек, не может он с Богом соединиться и остаться самим собой. И поэтому христианство всегда было не понятно этому миру. Об этом говорит апостол Павел, что «Быть христианином для иудеев соблазн, а для эллинов – безумие». Вот и Христос на вопрос учеников «Кто же может спастись?» ответил: «Никто не может. Но невозможное для людей, возможно Богу».

Сам Бог приходит к человеку, чтобы сделать его таким, отвечая просто на его желания, и отдает ему Себя, подает в Причастии Святых Христовых Тайн, чтобы то, что было невозможно для людей, было возможно для Бога. Мы к нему приходим и просим подать нам Его Тело и Кровь Животворящие, чтобы Он явил нам эту милость, помог нам преобразить свою жизнь, сделать похожей на Христову жизнь, на жизнь Божественную. Мы подходим к Чаше, причащаемся Святых Христовых Тайн и понимаем, что сейчас Господь с нами соединился, подал Себя, и наша жизнь может стать другой благодаря Его силе и благодати. В этот момент происходит страшное и великое: человек Причащается того самого Христа, которого он так боится, от которого он так пытается уйти, который отвращает его своим призывом. Ведь в Причастии Святых Христовых Тайн мы принимает Тело ломимое, Кровь изливаемую, т.е. то, что было на распятии, что было Его Крестом. Мы слышим это каждую Литургию: «Приимите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое, пийте, сие есть Кровь Моя, за вас изливаемая». И вот мы причащаемся этой Голгофе, мы соединяемся с распятием, и в этот момент мы часто не понимаем, не осознавая, и совершенно этого не желая, вступаем со Христом на Голгофу. Его Голгофская смерть входит в нашу жизнь, и Христос, как своих учеников влечет нас за собой к распятию хотим мы того или не хотим. Но коли мы Ему доверили себя, мы доверили нашу жизнь, то влечение на Голгофу. Когда Христос сказал своим ученикам, что через несколько дней Его предадут и распнут, они ужасались и тосковали, но шли все-таки за Ним. А Петр в ответ на призыв Христа сказал такие слова: «Господи, с Тобой я готов и на смерть и в темницу». Мы знаем, что было после этих слов. Петр не удержался, не смог быть до конца со Христом на Голгофе. По человеческим силам это невозможно никому, но Он сказал эти слова. И когда мы приходим ко Причастию Святых Христовых Тайн, это должно быть нашей молитвой, это должно быть нашими главными словами: «Господи, с Тобой я готов и на смерть, и в темницу».

Вот чувства, с которыми христианин должен Причащаться Святых Христовых Тайн, потому, что после Причастия Господь именно это и дает нам: возможность быть с Ним. Тело ломимое, Кровь изливаемая – это и есть распятие Христово, тот Крест, которым Христос нас спасает. Это и есть искупительная Жертва за нас принесенная и призыв к каждому из нас стать Его Телом, по-настоящему стать Его Церковью, шествующей за ним до конца.

Поэтому не будем удивляться тому, что после того, как мы сами себя отдали на распятие, этот мир начинает нас гнать. Нам становится страшно тяжело нести свой крест. С нами происходят скорби, несчастья, болезни. Не будем их избегать, потому что мы сами принимаем на себя Голгофу, потому что те слова, которые Господь нам сказал: «Да отвергнись себя», – мы приняли вместе с Причастием Святых Христовых Тайн, осуществленных в Чаше, которая сегодня выносилась.
И это есть радость, которая пришла для всего мира. Мы поем в воскресной песни: «Приидите, бо Христом радость всему миру». Какая же радость отвергнуться себя, забыть о себе, душу свою погубить ради Христа и Евангелия? В чем же здесь радость? Тайна радости Христовой открывается для нас всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн. Мы знаем доподлинно какая это радость соединиться с Господом нашим Иисусом Христом. Самая полная радость, самая высшее блаженство, которое доступно на земле каждому из нас еще не вошедших в Царствие Небесное. Разве это не радость? Разве это не блаженство? Вот так, вкушая Тело и Кровь Христовы, мы становимся подобными Ему, становимся просветленными Его светом, Его благодатью.

Не случайно сегодняшнее Евангелие заканчивается такими замечательными словами: «Истинно говорю вам», – говорит Христос каждому из нас, стоящих сегодня в храме,- «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Это значит, что каждому из здесь стоящих дарована возможность уже здесь, на земле, стать гражданином Царствия Небесного. Здесь, причащаясь Святых Христовых Тайн, следуя за Христом, познать, что такое радость Его Царства. Но радость Царства Небесного никак иначе не дается, как только через следование за Христом.

Великий Пост, который мы с вами проходим, это такая маленькая, но очень радостная возможность отвергнуться себя, и самое главное во время Великого Поста – это не то, что мы едим, это не то даже, как мы молимся, не то, как мы добрые дела творим. Самая главная цель Великого Поста в том, чтобы себя забыть ради Христа и ради Евангелия. И поэтому, будем причащаться Великих Христовых Тайн с радостью и любовью, зная, что то, что невозможно людям, возможно Богу. Ведь Он подает нам силы и радость и крест быть до конца с Ним. Если это у нас хоть немножко получится, тогда радость креста обернется самой полной Пасхальной радостью для каждого из нас. Потому что этот крест ничем не отличается от Воскресения. За Голгофой следовало Воскресение, в котором Христос, «смертию смерть поправ», открыл двери Рая. И радость Креста – это радость Христовой Пасхи.

Аминь.

Просмотры(8)

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *