Проповедь о неверии Апостола Фомы

This post is also available in: Russian

Проповедь говорит протоиерей Павел Рафальский 8.05.2016.

Скачать запись: Проповедь о неверии Апостола Фомы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе отцы, матери, братья и сестры! В молитвах, которые мы читаем в алтаре во время совершения Божественной Евхаристии, есть удивительнейшие слова, обращенные к самому Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу воскресшему. Говорится там так: «Господи, Ты все сотворил и творил до тех пор, пока нас грешных не возвел от земли к небесам. Ты не успокоился, несмотря на греховность человека, Ты не успокоился творить спасение человека, несмотря на его неблагодарность. Ты не успокоился творить и возводить человека на небо, несмотря на то, что многие Тебя не поймут, отвергнутся от Тебя».

И вот сегодня, наверное, таким примером, который служит для нас большим назиданием, служит апостол Фома. Ведь, представьте себе, три года он был со своим Божественным Учителем, слушал Его Божественные слова, но, наверное, в какой-то момент, лучше сказать, в какие-то моменты из проповеди Христа-Спасителя, которые относились к Его страданиям, Его воскресению, апостол Фома понять при жизни своего Божественного Учителя так и не смог.

А когда он услышал, что Христос, его Божественный Учитель, воскрес, он этому не поверил. Не поверил и сказал: «До тех пор не будет во мне веры, пока я сам своими перстами не осяжу Его ран на ногах, на руках, пока я не вложу руку свою в прободенное Его ребро, я веры не имею в себе».

Но мы знаем, что Господь снизошел и до этой немощной веры своего ученика. Мы знаем, что, явившись, Господь говорит: «Хочешь меня осязать, пожалуйста, осязай, и удостоверься, что это Я, который был с вами, пострадал и воскрес».
И вот поразительнейший момент: апостол Фома осязает нетленное тело Христа, он чувствует эти язвы, эти раны, оставленные после гвоздей, он чувствует эти раны, которые остались после тех скорпионов, которыми наносили удары по телу Христа. Скорпионы – это особенные орудия пыток, которые использовали римские воины: на концах они похожи на такие плети, на концах которых есть железные крючки, которые при бичевании впиваются в тело, отрывая и отскабливая кусочки тела. Когда кнут шел вверх, кусочки тела отлетали вместе с ним. Можно представить, сколько ран, каких глубоких, так, что в некоторых местах кости были открыты. Вот эти раны осязал своими руками апостол Фома. Он вкладывает руку в ребро прободенное. И из этого Евангельского повествования можно заключить, что рана – прободенное ребро – было настолько глубоко, что ладонь туда поместилась.

Осязав эти раны, апостол воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»

Как часто, возлюбленные, мы говорим в своей жизни: «Я верю в Бога. Я в храм хожу. Я исповедуюсь, я причащаюсь, я добрые дела творю, никаких злых дел творить и не стараюсь, живу как все люди в мире со всеми» и т.д. Но личная ли это вера, личностная ли это вера? Вот в чем вопрос. Потому что и апостол Фома ходил со Христом. Он слушал своего Божественного Учителя, он питался тем хлебом, который благословлял Христос и умножал, он пользовался покровительством своего Божественного Учителя, из-за Учителя и апостол был покровительствен, потому что и его люди окружающие питали, и одевали, и грели, и пускали в домы. И он любил по-своему своего Учителя. Но верил, ли он в Него? Вот в чем вопрос. И только после того, как он увидел, что слова Христа о Своем Воскресении были неложными, он вдруг открыл в себе новое чувство – чувство несомнительной веры, чувство высочайшего доверия к своему Божественному Учителю. И только в этот момент он сказал: «Господь Мой и Бог мой».

Возлюбленные, нам часто в нашей жизни так не хватает сил оценить весь подвиг Христа-Спасителя, который был произведен не ради всей Вселенной, не ради всех людей, а именно конкретно ради меня – грешного человека. Вот именно этой благодарности, осознанной благодарности, что я в грехах погряз, что я без Христа-Спасителя Бога моего не могу вылезти из этой трясины грехов, без этого осознания невозможно сделать веру личностной. Потому, что только тот делает ее личностной верой, Христа личным Богом и Спасителем, кто понимает, что ради меня окаянного, ради меня грешного, беспомощного от власти греховной, одолевающей меня, спас меня мой Спаситель. И вот только тогда, когда человек осознает свою греховность, когда осознает свою беспомощность, избавиться хотя бы от одного греха своими силами, вот только тогда, осязав Божественную помощь внутри себя, получив эту благодать или Божественную помощь в Таинстве Исповеди, или в Таинстве Причащения, тогда человек воскликнет: «Именно Ты мой Спаситель, нет другой жертвы, нет другого подвига, который бы мне мог помочь. Но только Ты мне, мой Спаситель, помогаешь».

И вот когда эта вера сделается личностной, осознанной, вот тогда можно сказать, что мы действительно осознали, что Христос ради нас воплотился, ради нас пострадал и ради нас воскрес. Вот только тогда мы со Христом. Но может быть и по-другому: мы можем постоянно в церковь ходить, мы можем думать, что мы добрые люди и добрые дела творим, но Христос, Его жертва ради нас может быть какой-то далекой, неосознанной, даже, возможно, и не нужной, потому, что мы не понимаем всего смысла, сделанного Христом.

Итак, возлюбленные, пусть вот это осознание, что Христос ради нас, именно для меня лично пострадал, чтобы избавить меня от плена греховности, избавить от смерти, избавить от власти диявола надо мной, чтобы именно Он был моим Спасителем, чтобы именно Его язвами, Его кровью я исцелился от грехов моих, – такое личностное отношение пусть сделается нашим достоянием, пусть наполнит нашу веру твердостью, несомненностью. Пусть подвиг Христа-Спасителя будет для нас не бесполезным. Пусть наша вера будет личностной. Пусть мы восклицаем, что не просто есть Бог, а есть Бог мой. Пусть мы восклицаем, что не просто Христос пришел в мир, а «Христос пришел в мир ради меня». Пусть мы не просто восклицаем, что Бог исцелил или спас, но восклицаем: «Бог меня исцелил, Бог меня спас». Пусть будет наш личностный ответ на личностный подвиг Христа. Пусть между нами и Им будет величайшая взаимная любовь, потому что это залог нашего спасения и будущей нашей жизни.

Христос Воскресе!

Просмотры(14)

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *